Финансовая газета,
24 сентября 2008 г.
Новое в законодательстве о страховании ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна 3425 просмотров
Действующее законодательство предусматривает, что вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу пассажира воздушного судна при воздушной перевозке, должен быть возмещен авиаперевозчиком.
В соответствии с п. 1 ст. 130 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) владелец воздушного судна несет ответственность за причинение упомянутого вреда в размере, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Ответственность авиаперевозчика за причинение вреда пассажирам подлежит в соответствии с ВК РФ обязательному страхованию. Законодательно установлено, что наличие договора страхования является для авиаперевозчика необходимым условием для осуществления перевозок пассажиров на воздушном судне. В соответствии с п.п. "г" п. 4 Положения о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.07 г. № 397 (с изм. и доп. от 27.06.08 г.), одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок воздушным транспортом пассажиров является обеспечение соискателем лицензии (лицензиатом) страхования ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров воздушного судна, а также за вред, причиненный багажу и находящимся при пассажирах вещам, на страховую сумму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, международными договорами и (или) законодательством государства, на территорию, с территории или через территорию которого осуществляется воздушная перевозка. Следовательно, страхование ответственности перед пассажиром является чрезвычайно важным для авиаперевозчиков вопросом. Федеральным законом от 4.12.07 г. № 331-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" введены новые положения в порядок страхования ответственности авиаперевозчика. Указанный Закон внес изменения в ст. 133 ВК РФ, которая устанавливает обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна. В ранее действовавшей редакции ст. 133 ВК РФ был урегулирован лишь небольшой круг вопросов, касающихся страхования. Речь в данной норме шла об обязанности страхования ответственности перевозчика, а также были определены минимальные страховые суммы по данному страхованию (в следующих размерах): на каждого пассажира воздушного судна (при страховании жизни и здоровья пассажира) – не менее чем тысяча минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день продажи билета; при страховании багажа - не менее чем два минимальных размера оплаты труда, установленных федеральным законом, за килограмм веса багажа; при страховании вещей, находящихся при пассажире, - не менее чем десять минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом; при выполнении международных полетов воздушным судном - не менее размера, предусмотренного международными договорами Российской Федерации или законодательством соответствующего иностранного государства. В действующей редакции круг урегулированных законом вопросов, касающихся страхования, значительно шире. В частности, в настоящее время в ст. 133 ВК РФ помимо минимальных страховых сумм установлены некоторые требования к субъектам отношений по страхованию, урегулирован ряд вопросов, связанных с порядком выплаты страхового возмещения, определен объект страхования, урегулированы также некоторые иные вопросы страхования. Важным уточнением в действующем регулировании страхования ответственности авиаперевозчика перед пассажиром является конкретизация вопроса о страхователе. В предыдущей редакции ст. 133 ВК РФ в общем виде говорилось об обязанности перевозчика страховать ответственность перед пассажиром. Теоретически это означало, что ответственность перевозчика могла быть застрахована не им (перевозчиком) лично, а иным лицом. Действующее страховое законодательство не содержит ограничений относительно того, кто может выступать в качестве страхователя при страховании ответственности, кроме случаев, специально указанных в нормативных правовых актах. Сказанное означает, что любое лицо вправе (если нет нормативно установленных ограничений) застраховать как свою ответственность, так и ответственность иного лица. Такую возможность предоставляет ст. 931 ГК РФ, которая в общем виде дает определение понятия страхования ответственности. Указанная норма не содержит также указаний относительно того, за чей счет должно осуществляться страхование ответственности, что дает определенный простор для выбора варианта оплаты страхования. Следовательно, при действовавшем ранее регулировании у страхователя существовала теоретическая возможность выбора: страховать ответственность самому либо решить вопрос иначе. В действующей редакции ВК РФ установил жесткие правовые рамки относительно того, кто может выступать в качестве страхователя при осуществлении данного страхования, а также в отношении порядка оплаты страховой услуги. Указанное страхование должно осуществляться только за счет перевозчика, он же должен выступать в качестве страхователя. Для выполнения возложенной на него обязанности по страхованию авиаперевозчик вправе в соответствии со ст. 133 ВК РФ заключить один либо несколько договоров страхования. В целом можно говорить о том, что особенности данного страхования в настоящее время установлены законодательно. Прежде всего сказанное касается определения существенных условий договора страхования. Перечень существенных условий любого договора страхования указан в ст. 942 ГК РФ. Страхование ответственности авиаперевозчика относится к имущественному страхованию. В соответствии с п. 1 ст. 942 ГК РФ при заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение: об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования; о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая); о размере страховой суммы; о сроке действия договора. Основные параметры всех существенных условий договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна установлены законом. Следовательно, соглашение сторон при данном обязательном страховании не должно противоречить требованиям к существенным условиям договора страхования, которые установил ВК РФ, что не лишает стороны возможности заключать договоры добровольного страхования ответственности перевозчика на согласованных сторонами условиях. Объект страхования является одним из существенных условий договора страхования. Примерный перечень объектов страхования указан в ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.11.92 г. № 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изм. и доп. От 29.11.07 г.). В соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 4 указанного закона объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности). Пунктом п. 2 ст. 133 ВК РФ установлено, что объектом обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика является имущественный интерес, связанный с обязанностью перевозчика возместить причиненный при воздушной перевозке вред жизни или здоровью пассажира воздушного судна, вред его багажу и находящимся при этом пассажире вещам. Существенное условие договора страхования - страховой случай - определено в п. 3 ст. 133 ВК РФ. Наступление гражданской ответственности перевозчика за причиненный при воздушной перевозке вред жизни или здоровью пассажира воздушного судна, вред его багажу и находящимся при этом пассажире вещам, которое в соответствии с договором обязательного страхования влечет за собой обязанность страховщика осуществить страховую выплату, является страховым случаем для данного страхования. Ориентиры для определения такого существенного условия договора, как срок действия договора, представлены в п. 5 ст. 133 ВК РФ. Срок договора обязательного страхования не может быть в соответствии с указанной нормой менее чем один год. Важнейшие изменения в законодательстве коснулись одного из существенных условий договора страхования - страховых сумм. В соответствии с п. 4 ст. 133 ВК РФ при выполнении внутренних воздушных перевозок устанавливается размер страховой суммы, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить пассажиру воздушного судна причиненный вред, в отношении: ответственности за вред, причиненный жизни пассажира воздушного судна, - не менее чем 2 025 000 руб. на каждого пассажира воздушного судна; 2) ответственности за вред, причиненный здоровью пассажира воздушного судна, - не менее чем 2 000 000 руб. на каждого пассажира воздушного судна; ответственности за вред, причиненный багажу пассажира воздушного судна, - не менее чем 600 руб. за каждый килограмм веса багажа; ответственности за вред, причиненный вещам, находящимся при пассажире воздушного судна, - не менее чем 11 000 руб. на каждого пассажира воздушного судна. Следовательно, стороны вправе договориться об установлении в договоре страховых сумм в большем размере, чем те, которые указаны в пп. 1-4 п. 4. ст. 133 ВК РФ, поскольку законодательно установлен только минимальный размер страховых сумм. Страховые тарифы, которые будут применяться при данном страховании, законом не установлены. Пункт 7 ст. 133 ВК РФ имеет отсылочный характер и предусматривает, что страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна устанавливаются страховщиком в соответствии с ГК РФ и законом о страховании. В соответствии с п. 6 ст. 133 ВК РФ порядок реализации определенных настоящим Кодексом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается типовыми правилами обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна, которые утверждает Правительство Российской Федерации. Страховая премия по договору страхования определяется в соответствии с типовыми правилами обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна на основании установленных страховщиком страховых тарифов. Порядок уплаты страховой премии в соответствии с ВК РФ определяется договором обязательного страхования. Стороны договора вправе предусмотреть право перевозчика уплачивать страховую премию в рассрочку путем внесения страховых взносов. При этом для данного страхования установлено важное исключение из установленного п. 4 ст. 954 ГК РФ положения, в соответствии с которым, если страховой случай наступил до уплаты очередного страхового взноса, внесение которого просрочено, страховщик вправе при определении размера подлежащего выплате страхового возмещения по договору имущественного страхования или страховой суммы по договору личного страхования зачесть сумму просроченного страхового взноса. Пункт 8 ст. 133 ВК РФ установил иной, чем в ГК РФ, порядок и предусматривает, что, если страховой случай наступил до уплаты очередного страхового взноса, внесение которого просрочено, страховщик не вправе отказывать на этом основании в осуществлении страховой выплаты по договору обязательного страхования и не вправе засчитывать сумму просроченного страхового взноса при определении ее размера. Размеры страховых выплат тесно увязаны с размерами страховых сумм. В соответствии с п. 9 ст. 133 ВК РФ если договором обязательного страхования не предусмотрен более высокий размер возмещения вреда, то размеры страховых выплат по договору обязательного страхования при выполнении внутренних воздушных перевозок в отношении одного пассажира воздушного судна составляют: 2 млн руб. плюс необходимые расходы на погребение, составляющие не более чем 25 000 руб., - при причинении вреда жизни; размер причиненного вреда, но не более чем 2 млн руб. - при причинении вреда здоровью; размер причиненного вреда, но не более чем 600 руб. за каждый килограмм веса багажа - при причинении вреда багажу; размер причиненного вреда, но не более чем 11 000 руб. – при причинении вреда вещам, находящимся при пассажире. В действующей редакции ВК РФ определены выгодоприобретатели в случае причинения вреда жизни пассажира воздушного судна. Таковыми по договору обязательного страхования являются граждане, имеющие право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством, при отсутствии таких граждан - родители, супруг, дети умершего пассажира воздушного судна, а в случае смерти пассажира воздушного судна, не имевшего самостоятельного дохода, - граждане, у которых он находился на иждивении, в отношении возмещения необходимых расходов на погребение умершего пассажира воздушного судна - лицо, понесшее такие расходы. Пункт 11 ст. 133 ВК РФ установил, что страховая выплата в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни пассажира воздушного судна (за исключением компенсации необходимых расходов на погребение), распределяется между выгодоприобретателями пропорционально их количеству. Размеры страховой суммы и страховых выплат при выполнении международных воздушных перевозок не должны быть менее размеров, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации. В данной норме реализовано положение п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, при этом, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. В п. 13 ст. 133 ВК РФ предусмотрено право пассажира воздушного судна или выгодоприобретателя предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении причиненного вреда при наступлении страхового случая. Данная норма дублирует п. 4 ст. 931 ГК РФ, в соответствии с которым, в случае когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы. Срок для осуществления страховщиком выплаты по договору страхования определен в п. 13 ст. 133 ВК и составляет тридцать дней со дня представления необходимых документов. Помимо иных необходимых для получения страховой выплаты документов пассажир воздушного судна или выгодоприобретатель в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязаны сообщить страховщику определенные указанными типовыми правилами обязательного страхования и необходимые для осуществления страховой выплаты свои персональные данные. Пункт 14 ст. 133 ВК РФ предусматривает, что до полного определения размера подлежащего возмещению вреда страховщик по заявлению пассажира воздушного судна или выгодоприобретателя вправе осуществить часть страховой выплаты, соответствующую фактически определенной части причиненного вреда. Данное положение предусматривает, что осуществление данной выплаты является правом, а не обязанностью страховщика, и в связи с этим можно полагать, что страховщик вправе при наличии спора сослаться на необходимость выяснения вопроса о полном размере ущерба и не производить частичную выплату. Пункт 15 ст. 133 ВК РФ установил важное положение о том, что страховая выплата в соответствии с договором обязательного страхования осуществляется независимо от выплат, причитающихся по другим видам страхования. Это должно означать, что, например, если багаж пассажира или вещи, находившиеся при пассажире, были застрахованы в качестве имущества, то выплаты по договору страхования ответственности авиаперевозчика должны быть осуществлены независимо то того, что ущерб пассажиру возмещен за счет страхования багажа и указанных вещей как имущества. Пунктом 16 ст. 133 ВК РФ определен государственный орган, уполномоченный осуществлять контроль за исполнением перевозчиком установленной ВК РФ обязанности по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна. Данный контроль осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лицензирования деятельности по перевозке воздушным транспортом пассажиров.
А. СОЛОВЬЕВ, начальник договорно-правового отдела ООО "СК "Согласие"
Вся пресса за 24 сентября 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Авиационное страхование, Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|